УКАБ у ЗМІ
12.05.2014
Практическое занятие
БИЗНЕС №18-19 (1109-1110) от 12.05.2014
Пик посевной уже миновал, тем не менее вопросы привлечения финансирования были и остаются главными для украинских аграриев. В целом, по оценкам Министерства агрополитики, для проведения весенне-посевной кампании в стране необходимо 42 млрд грн.
Какие финансовые инструменты сегодня доступны и эффективны? Этот и другие вопросы обсуждались на двух специализированных форумах, проходивших в конце апреля: V Международном инвестиционном агробизнес-форуме, организованном ассоциацией “Украинский клуб аграрного бизнеса”, и VI Международном форуме “Агробизнес Украины 2014”, проводимом Институтом Адама Смита.
Климат
Политическая нестабильность, падение ВВП, структурные дисбалансы, накопившиеся в отечественной экономике за предыдущие годы, разумеется, не способствуют формированию не то что благоприятного, но вообще какого-нибудь инвестиционного климата в стране. Агросектор — не исключение.
По мнению Леонида Козаченко, президента ВОО “Украинская аграрная конфедерация” (г.Киев; объединяет более 80 профессиональных организаций; с 2002 г.), дефицит финансирования существенно сдерживает развитие отрасли. “В 2013 г. объем валовой сельхозпродукции составил $30 млрд, при том что потенциал составляет $75- 80 млрд”, — сообщил г-н Козаченко на открытии форума, организованного Институтом Адама Смита.
Но несмотря на это, сельское хозяйство, как говорили участники обоих форумов, остается локомотивом отечественной экономики и может вытянуть страну из кризиса. Так как обеспечивает почти 20% ВВП, занимает 27% в общем объеме экспорта товаров из Украины, являясь одним из основных источников поступления валюты.
Характерно, что агросектор остается значимой частью украинской экономики, хотя, как говорят эксперты, за последние годы структура инвестирования изменилась. “Сейчас наиболее активны внутренние инвесторы — агрохолдинги, которые вкладывают деньги в собственные проекты. Хотя еще 3-5 лет назад больший размер инвестиций приходил от иностранных инвесторов через IPO или частное размещение. Ныне же иностранные инвесторы в ожидании: с одной стороны, они декларируют готовность инвестировать в Украину, с другой — ждут разрешения ситуации в стране”, — рассказал на инвестиционном агробизнес-форуме Игорь Верхогляд, вице-президент инвестиционной компании “Конкорд Капитал” (г.Киев; с 2004 г.; около 100 чел.).
Эксперты и операторы рынка на форумах в один голос говорили, что без урегулирования земельного вопроса, реформ регуляторного поля и стабильной налоговой политики ожидать улучшения инвестиционного климата в стране невозможно.
В частности, на форуме Адама Смита народный депутат Тарас Кутовой, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, заметил: “Невозможно улучшить инвестиционный потенциал страны, постоянно меняя правила игры. В то же время если мы облегчим налоговую нагрузку на агропредприятия, будет меньше потребности в дотировании сельского хозяйства со стороны государства”.
Вадим Бодаев, вице-президент компании Agrogeneration (г.Киев; производство зерновых и масличных культур; 120 тыс. га земли в обработке; с 2007 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены), не без иронии сказал, что есть скрытый резерв для финансирования отечественного АПК — это деньги, которые уходят на содержание профильного министерства.
“Необходимо в принципе изменить систему функционирования Минагрополитики, лишить его хозяйственных функций, отдав их рынку, так как все хозяйственные дела министерства заканчиваются разбирательством в прокуратуре. При этом оставить в его ведении вопросы продовольственной безопасности, контроля и законотворчества”, — заключил г-н Бодаев.
Следует отметить, что новый глава Министерства аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка (см. на www.business.ua БИЗНЕС №10 от 10.03.14 г., стр.44-46) за непродолжительное время пребывания в должности сумел настроить против себя аграрное сообщество неявкой на Всеукраинский аграрный форум и слишком медленным, по мнению участников рынка, реформированием отрасли (см. на www.business.ua БИЗНЕС №16-17 от 21.04.14 г., стр.35).
Что, в общем-то, не добавляет доверия инвесторов к отечественному АПК. Кстати, конференцию Адама Смита своим присутствием почтил не сам министр, а его заместитель Андрей Дыкун. Чиновник подтвердил, что приток инвестиций в отечественный АПК сдерживает отсутствие рынка земли. По его словам, министерство поддерживает идеи и ее продажи, и долгосрочной аренды, но, как сказал чиновник, земельный вопрос не будет решаться в стенах министерства, “это политический вопрос, который рассмотрит Верховная Рада”.
Министерство также поддерживает существование фиксированного сельхозналога и специальный режим налогообложения НДС. “Мы категорически против отмены специального режима налогообложения аграриев и будем отстаивать эту позицию до конца”, — заявил г-н Дыкун.
Он также заверил бизнес-общественность в том, что министерство готово обсуждать с ними все необходимые вопросы, в том числе и в рабочих группах по разным направлениям агропроизводства, а также пообещал, что министерство вместе с бизнесом разработает концепцию развития отечественного агропромышленного комплекса на ближайшие полгода — такое поручение уже дал министр.
Правда, представители аграрного сообщества считают, что пока обещания руководства АПК слабо согласуются с его действиями, что также негативно отражается на инвестиционном климате (см. “Блиц-интервью”).
Пока же операторам рынка, особенно средним и мелким, очень непросто привлекать средства даже для операционной деятельности, минимального обновления парка техники. И проблема не только в высокой стоимости кредитных ресурсов (по данным финансистов, годовые ставки гривневых кредитов колеблются в пределах 20-23%), но также и в дефиците ликвидности в банковской системе.
Хотя Сергей Кораблин, директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ, сказал, что на самом деле в банковской системе средства есть, “но риски, связанные с предоставлением займов, высоки, и в целом ряде случаев они удерживают банки от активного взаимодействия с аграрным сектором”.
В результате, по данным специалистов, из 181 банка в этом году аграриев финансируют только 3-5, тогда как даже в прошлом году их было не меньше 10. Как бы там ни было, представители финансовых учреждений говорят, что пока Украина не получит внешнее финансирование, обещанное потенциальными мировыми донорами (ЕС, США, Японией), финучреждения будут сдержанными в кредитовании.
На форуме Адама Смита Елена Волошина, глава представительства IFC (Международной финансовой корпорации) в Украине (г.Киев; в Украине с 1993 г.), сказала, что паника у международных банков не пройдет, пока не будет первого транша от МВФ (первый транш кредита от МВФ Украина получила 7 мая. — Ред.): “Это важно для Украины не только как финансовая поддержка, а как сигнал банковскому и инвестиционному сообществу о том, что страна проводит реформы и не войдет в дефолт”.
Международные финансисты
Представители международных финансовых организаций, участвовавшие в форумах, со своей стороны торопились заверить бизнес-общественность в том, что продолжают свою деятельность в Украине. “IFC работает в Украине уже 20 лет, и мы продолжаем свои проекты, мы никуда не уходим”, — сообщил присутствовавшим на инвестиционном агробизнес-форуме Руфат Алимарданов, глава регионального представительства IFC в Украине и Беларуси. Людмила Лищенюк, старший банкир ЕБРР, также сказала: “Мы один из немногих банков, которые продолжают финансировать Украину. Мы продолжали наращивать финансирование в кризисном 2008 г. и сейчас не уходим из страны”.
По данным г-на Алимарданова, в 2013 г. IFC профинансировала предприятия АПК примерно на $200 млн, и, вероятнее всего, в текущем финансовом году финансирование проектов в агросекторе будет на таком же уровне. “Если традиционно мы предоставляли долгосрочное финансирование, то сегодня компаниям в первую очередь нужны краткосрочные средства, поэтому мы работаем над программой поддержки нескольких коммерческих банков, чтобы они могли предоставлять средства на финансирование оборотного капитала сельхозпредприятий”, — сказал г-н Алимарданов.
Кроме того, IFC совместно с ЕБРР пытаются принести на украинскую почву бразильский опыт по использованию такого инструмента финансирования, как аграрные расписки. Эксперты говорят, что этот инструмент, который используется только в растениеводстве, позволяет привлекать агрокомпаниям в Бразилии до $5 млрд в год.
Несмотря на то что Закон №5479 от 06.11.12 г. “Об аграрных расписках” вступил в силу с августа 2013 г., пока в Украине этот инструмент не используется, так как необходимо принять еще ряд подзаконных актов. По данным г-жи Волошиной, IFC совместно с другими компаниями завершает создание электронного реестра в рамках пилотного проекта в Полтавской области. В дальнейшем практика использования аграрных расписок может быть распространена по всей Украине.
Шевки Аджунер, директор ЕБРР в Украине, на форуме “Агробизнес Украины 2014” также заявил, что в этом году ЕБРР предоставит финансирование компаниям украинского агросектора в размере EUR150-200 млн. Кроме того, для увеличения объема кредитования на внутреннем рынке в национальной валюте во второй половине 2014 г. ЕБРР планирует выпустить гривневые бонды.
Банки
Несмотря на то что в 2014 г. значительно сократилось количество банков, кредитующих отечественный агросектор, их основные требования к заемщикам практически не изменились. При этом, как сообщил Богдан Ропотилов, директор департамента продаж корпоративным клиентам “Надра Банка” (г.Киев; с 1993 г.; 4 тыс.чел.), главная особенность этого года состоит в том, что банки предоставляют исключительно короткие кредиты во всем их разнообразии (овердрафты, лизинговое, факторинговое, пост-импортное финансирование и др.).
Кроме того, для финансирования аграриев банки активно используют схемы синергии с компаниями — поставщиками семян, удобрений, средств защиты растений, техники. В результате такого сотрудничества, как заметил г-н Ропотилов, “каждый из участников схемы (например, поставщик техники, банк, сельхозпредприятие), делясь прибылью внутри схемы, получает более эффективные результаты”.
Аграрии сами говорят, что это одна из немногих привлекательных моделей финансирования. “В нынешних условиях наиболее приемлемый и реальный вариант — это работа непосредственно с поставщиками товаров, которые предлагают различные формы финансирования основных средств, интересные схемы, проценты, условия. В этом году наша компания благодаря работе с поставщиками оборудования обновила машино-транспортный парк. Также благодаря сотрудничеству с поставщиками планируем строительство нового элеватора”, — рассказала Инна Метелева, заместитель председателя правления корпорации “Сварог” (г.Шепетовка, Хмельницкая обл.; растениеводство, животноводство, садоводство, семеноводство, переработка; с 2006 г.; 80 тыс.га земли в обработке; 4,7 тыс.чел.).
Нехватка ликвидности в банковской системе подталкивает финучреждения к активному использованию также безресурсных, документарных инструментов (гарантий, аккредитивов, векселей и др.), позволяющих финансировать АПК.
Как сообщила на форуме Адама Смита Лариса Бондарева, член правления, директор по корпоративному бизнесу и МСБ ПАО “Креди Агриколь Банк” (г.Киев; принадлежит Credit Agricole Group (Франция); в Украине с 1993 г.; 2,7 тыс.чел.), такие инструменты в 4-5 раза дешевле обычного кредита. И спрос на них растет. Например, по данным г-жи Бондаревой, если в 2013 г. “Креди Агриколь Банк” векселями удовлетворил нужды агрокомпаний в финансировании посевной на 50%, то в 2014 г. использование этого инструмента превысило прямое финансирование.
Альтернатива
Эксперты утверждают, что привлечь финансирование для покупки импортного оборудования или иных товаров аграрии могут с помощью иностранных кредитных экспортных агентств. О них подробно рассказала на инвестиционном агробизнес-форуме Виктория Каплан, старший юрист международной юридической компании CMS Cameron McKenna (г.Киев; главный офис в Лондоне (Великобритания); в Украине с 2007 г.; 45 чел.).
По мнению эксперта, этот инструмент сегодня недооценен в Украине, хотя на самом деле он обеспечивает существенные преимущества компаниям, нуждающимся в обновлении технического парка. Сегодня крупнейшие поставщики сельхозтехники в Украину — Германия и США. В этих странах, как и во многих других, есть экспортные агентства: в США это экспортно-импортный банк, являющийся кредитным агентством федерального правительства, в Германии — организация, находящаяся под непосредственным влиянием правительства.
Основные инструменты, которые могут использовать экспортные агентства, — прямое кредитование украинской компании, предоставление гарантий ее платежа или страхование выплат украинской компании, приобретающей технику или оборудование. Одно из достоинств сотрудничества с экспортными агентствами — практически равнозначная заинтересованность всех сторон.
“Зарубежный поставщик техники заинтересован в сотрудничестве с агрокомпанией, потому что ему надо продать свое оборудование, агрокомпания заинтересована, потому что ей необходимо оборудование, кредитное агентство заинтересовано как в поставщике оборудования, так и в агрокомпании, потому что оно должно содействовать экспорту из своей страны. Такая заинтересованность участников существенно облегчает процесс переговоров и обслуживания транзакции”, — сказала г-жа Каплан.
Также немаловажным является тот факт, что, как утверждают эксперты, затраты сельхозпроизводителя при работе через зарубежные экспортные агентства ниже, чем при классическом кредитовании. Еще одно достоинство заключается в том, что у экспортных агентств меньше требований к обеспечению финансирования.
То есть если при обычном кредитовании банки берут в залог практически все активы компании, то кредитное экспортное агентство, скорее всего, возьмет в залог только то оборудование, которое импортирует украинский сельхозпроизводитель и платежи по которому оно гарантирует. Это, по словам г-жи Каплан, облегчает жизнь агрокомпании, так как она может использовать другие свои активы для финансирования оборотного капитала или реализации других проектов.
Основной недостаток этого инструмента состоит в том, что так как кредитные экспортные агентства — это государственные (или окологосударственные) структуры, при работе с ними придется столкнуться с бюрократизмом, чрезмерной придирчивостью к деталям, отсутствием гибкости в принятии решений. Но эксперты уверены, что все равно плюсы работы через экспортные агентства перекрывают эти минусы.
IPO
Как уже упоминалось, последние два года украинские аграрные компании не привлекают средства посредством размещения акций на международных фондовых биржах. Отечественных аграриев сдерживают главным образом низкие мультипликаторы, иностранных инвесторов — сложная политическая и экономическая ситуация в Украине, а также негативный опыт некоторых компаний, разместивших свои бумаги на международных фондовых биржах.
По данным аналитиков, если до февраля 2014 г. котировки некоторых украинских компаний даже превосходили индекс биржи, то потом произошло существенное падение стоимости практически всех украинских акций. Как сказал на инвестиционном агробизнес-форуме г-н Верхогляд, иностранные инвесторы стали пристальнее смотреть на украинские компании, в том числе из-за негативного опыта.
“К сожалению, малая часть агрокомпаний, разместивших акции в 2004-2010 гг., подтвердила ожидания инвесторов. Инвесторы очень негативно относятся к тому, что акционеры, получив финансирование, не придерживаются озвученных перед размещением акций планов. Например, предполагалось направить инвестиции на увеличение земельного банка и приобретение техники, но они пошли на покупку перерабатывающего предприятия”, — рассказал г-н Верхогляд.
Но отрицательный опыт предшественников, к счастью, окончательно не отбил охоту у иностранных инвесторов сотрудничать с украинскими аграриями. Игорь Верхогляд, в частности, рассказал, что в марте представители польских фондов, которые чаще всего инвестируют в Украину через IPO, заявляли, что все равно готовы инвестировать и дальше покупать украинские акции. Однако они сообщили, что, во-первых, сейчас не могут высоко оценить акции, во-вторых, намерены инвестировать в компании, имеющие не только прозрачную структуру, но и четкую стратегию.
В принципе, выжидательную позицию занимают и операторы рынка, планировавшие размещение. Например, руководство одного из крупных украинских агрохолдингов — компании UkrLandFarming (г.Киев; производство зерновых и семян, яиц и яичной продукции, сахара; животноводство; дистрибуция сельхозтехники; 653 тыс. га земли в обработке; с 2007 г.; 20 тыс.чел.) — переносит первичное публичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже на 2015 г.
Кроме того, г-жа Метелева сообщила: “Привлекать инвестиции через IPO при нынешних мультипликаторах абсолютно невыгодно. Нестабильность политической, экономической ситуации плюс репутация отдельных агрокомпаний, не выполнявших свои обязательства перед инвесторами, — все это негативные факторы для новичков”.
Эксперты надеются, что высокие затраты на посевную будут компенсированы ростом цен на сельхозпродукцию, кроме того, экспорт аграрной продукции принесет валютную выручку. И, возможно, эти факторы не только приостановят падение цен на акции украинских компаний, но даже вернут их к предыдущему более высокому уровню.
“Если у компании есть большая потребность в финансировании и иных источников привлечения средств, кроме IPO, нет, то при условии обещанной финансовой поддержки Украины Европой и другими международными донорами, IPO в конце 2014 г. вполне возможно и, думаю, оно будет вполне оправданным”, — заявил на инвестиционном агробизнес-форуме г-н Верхогляд. В то же время г-жа Волошина на форуме Адама Смита сказала, что “ожидать новых IPO не только до конца 2014 г., но и в начале 2015 г. однозначно не стоит”.
Блиц-интервью
“АПК пока еще локомотив экономики Украины, но он начинает сдавать позиции ”, — считает Алекс Лисситса (40), президент Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ; г.Киев; общественное объединение в сфере агробизнеса; с 2007 г.; 30 чел.)
— Как бы вы охарактеризовали климат в Украине для инвестиций в агросектор?
— Ситуация сейчас очень сложная. Публичные аграрные компании тому подтверждение — их капитализация с начала года уменьшилась более чем на $0,5 млрд, и ситуация продолжает усугубляться конфликтом на юго-востоке страны. Украина переживает переломный момент, новая власть многое поставила на кон, в том числе и в АПК.
Первоочередная задача в отрасли сейчас — сделать так, чтобы в будущем от прошлых лет не оставались воспоминания лишь о глобальном присутствии Украины на мировом рынке и способности самообеспечения страны продуктами питания. АПК пока еще локомотив экономики Украины, но он начинает сдавать позиции. Сейчас важно принять ряд законопроектов, которые будут работать на развитие отрасли, улучшение инвестиционной среды и увеличение присутствия нашей страны на глобальном рынке.
— Какие основные причины неудовлетворительного инвестклимата?
— Рентабельность сельского хозяйства упала на 8,7 п.п. в 2013 г., финансовый результат от основной деятельности средних и больших предприятий — на 11,6 млрд грн., или на 48,1%. Валютные колебания, политическая и экономическая нестабильность повлекли за собой подорожание практически всех ресурсов: цены на топливо выросли на 40-50% по сравнению с прошлым годом, на удобрения — в среднем на 10%, на популярные средства защиты растений — также примерно на 40%. Основная сфера сельского хозяйства, которая приносит больше половины выручки отрасли растениеводства, а также около 40% выручки от реализации сельхозтоваров, — реализация зерновых культур — показала минимальную за времена независимости Украины рентабельность — 1,7%.
— Прослеживается ли, на ваш взгляд, по первым месяцам работы нового руководства Минагрополитики четкое видение программы развития отечественного АПК? Насколько наличие или отсутствие такой программы сказывается на инвестклимате? Приведите примеры конкретных шагов, сигналов рынку со стороны Минагрополитики, которые могли позитивно или негативно отразиться на инвестклимате.
— О видении программы развития АПК министерством судите сами. У меня есть несколько примеров: топливо, “молочка”, агрохолдинги.
После начала люстрации и антикоррупционных операций в министерстве заявили об изъятии у Сергея Курченко 100 тыс.т топлива (см. на www.business.uaБИЗНЕС№9 от 03.03.14 г., стр.43, 44. — Ред.), которое предполагалось направить аграриям по доступным ценам для поддержания государством полевых работ. Куда направили это топливо?
После очередных таможенных запретов Российской Федерации на ввоз украинской продукции закупочные цены на молоко снизились на 12-17%. В это же время на сайте министерства появилась информация о встрече с послом Республики Беларусь, в ходе которой г-н Швайка подчеркнул важность урегулирования вопроса поставок в Украину белорусской молочной продукции. А национальному производителю пускать скот под нож?
Агрохолдинги — отдельная тема. Планы министерства по ограничению земельных банков украинских сельхозпредприятий (см. на www.business.uaБИЗНЕС№10 от 10.03.14 г., стр.44-46. — Ред.) ставят ряд вопросов относительно дальнейшего развития АПК, огромных убытков агрохолдингов (как только эти слова подкрепятся соответствующим законопроектом, стоимость акций украинских публичных аграрных компаний сразу же рухнет), уменьшения инвестиционной привлекательности и в конце концов эффективности сельского хозяйства. Если же основная цель — развитие сельских территорий и недопущение истощения земли, то эти моменты можно реализовать иными, менее губительными путями.
— Как влияет на инвестклимат конфликт министерства с рядом аграрных ассоциаций?
— Цель аграрных ассоциаций: обеспечение стабильной работы, доведение до ведома органов власти позиции аграриев, их проблем и предложений по исправлению ситуации. Благодаря своей объективной позиции, лидирующие ассоциации выступают источником информации и для инвесторов, поэтому качество сотрудничества имеет влияние на инвестклимат, но с позиции не личных отношений власти и представителей неправительственных организаций, а объективного отображения и анализа действий министерства. Попытки устранить источники конструктивной критики ни к чему доброму не приведут, а к новоиспеченным, подконтрольным министерству общественным организациям особого доверия у инвесторов не будет.
— Чего ждут участники рынка от Минагрополитики? Что должно предпринять министерство для улучшения инвестиционного климата?
— Участники рынка ждут продолжения процесса дерегуляции: отмены техосмотра сельхозтехники, пересмотра и сокращения функций контролирующих органов.
Срочно нужно решить вопрос с задержками регистрации прав аренды на землю сельхозназначения и увеличить количество регистраторов. Аграрий не должен отвечать за то, что государство не выполняет своих функций.
Нельзя вносить изменения в сферу налогообложения. Например, применение минимальной ставки аренды земли в 3% приведет к закрытию животноводческих комплексов по причине завышенной нормативно-денежной оценки земли. Также не следует вводить администрирование цен на готовую продукцию, так как это чревато уменьшением объемов производства вследствие ограничения рентабельности и расходов на подачу отчетности. Стабильность цен на продукты можно регулировать за счет стабильности цен на ресурсы.
В финансовой сфере нужно обеспечить рефинансирование коммерческих банков, которые кредитуют село. 25-27% годовых в гривне и 15-17% в валюте — непосильные ставки для аграриев.
— Какой вообще вы видите роль профильного министерства в нынешних условиях?
— Министерство должно выступать тем звеном, которое приводит к консенсусу потребности аграриев и государства, дает возможности одним развиваться и наращивать результативность, а другому — получать преимущества в виде наполнения бюджета и улучшения уровня жизни в селе от развития агросектора. Для этого нужно налаживать средства коммуникации. Игнорирование потребностей сельхозпроизводителей, выражаемых аграрными ассоциациями, приведет только к трате времени и ресурсов, а не к работе на благо страны.
“Нужно больше внимания уделять борьбе с коррупционной составляющей”, — уверена Мария Колесник, глава аналитического департамента “Консалтингового агентства “ААА” (г.Киев; с 2003 г.; 21 чел.)
— Какие основные факторы сейчас оказывают влияние на инвестиционный климат в агросекторе?
— Как украинские, так и международные инвесторы планировали до 2015 г. реализовать в стране довольно много проектов, в частности, по животноводству, но они сегодня заморожены ввиду боевых действий на востоке Украины. Все ждут, когда ситуация стабилизируется. Если бы не боевые действия, проекты реализовывались бы. Тем более что государство предприняло определенные позитивные действия, направленные на дерегуляцию работы бизнеса.
Эти изменения пока только на начальном этапе (список из 44 разрешительных документов сократился до 25), нужно действовать дальше. Но это уже очень хороший сигнал для инвесторов. Что еще может стабилизировать ситуацию, так это выделение денег Международным валютным фондом. Первый транш от МВФ получен, т.е. сигнал миру подан, но когда идут боевые действия, понятно, что инвесторы будут выжидать.
— Достаточно ли тех шагов, которые сделало Минагрополитики по реформированию АПК, для повышения инвестпривлекательности агросектора?
— Как я сказала, хорошо то, что сокращен список документов разрешительного характера. Но нужно больше внимания уделять коррупционной составляющей. Очень много поступает сигналов, что либо портовые службы, либо ветеринарные, либо другие службы областного значения не изменили принципы работы, т.е. ситуация не изменилась в лучшую сторону.
Все инвесторы, как украинские, так и западные, тщательно мониторят прессу. И если в прессе появляется такого рода негативная информация, это не улучшает инвестклимат. Власти нужно очень быстро реагировать на такие сигналы по коррупционным схемам и жестко пресекать. Это будет позитивным сигналом для инвесторов.
— Некоторые считают, что у министерства необходимо забрать хозяйственные функции…
— Если говорить о ГПЗКУ (Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины. — Ред.), это, конечно, инородное образование, которое осталось от прошлой власти. Но, наверное, все ликвидировать сразу никто не сможет, потому что у нас, как минимум, есть довольно длительный китайский контракт, а чтобы обязательства по нему выполнялись, структура должна работать, вопрос в том, насколько прозрачно она будет работать.
Тот же Аграрный фонд не может быть корпоратизирован, как это хотел сделать экс-министр Николай Присяжнюк. Новый министр анонсировал, что через ГПЗКУ и Аграрный фонд будут осуществляться форвардные закупки. Насколько это будет прозрачно, покажет время. Тут как раз государство может показать, будет оно придерживаться старых коррупционных схем или будет работать прозрачно. По окончании этих форвардных закупок можно будет сделать вывод, насколько декларации нынешней власти соответствуют действиям.
В идеале же роль Минагрополитики в первую очередь должна быть контролирующей и координирующей. А не распределяющей деньги. Потому что при любых распределениях средств есть злоупотребления. Министерству следует больше прислушиваться к тому, что хочет бизнес, и в первую очередь рыночными методами регулировать возникающие вопросы. Потому что любые попытки действовать административным путем до добра не доведут.