Идею написать блог про кроликов подкинул мне не лидер объединенной оппозиции и даже не известные юмористы Моисеенко и Данилец, а Ренцо Россо, собственник полуторамиллиардного бизнеса в сфере производства модной одежды под торговой маркой «Diesel». В интервью немецкому бизнес-изданию «Wirtschaftswoche» он рассказал о том, что первым его бизнесом в очень раннем возрасте была мини-кролеферма. При этом он с успехом продавал не только мясо, но и мех. Я тут же вспомнил о своем более чем остальные украинские села подупавшем селе в Черниговской области и безрадостные уроки соцтруда на школьной мини-кролеферме. Прямо скажем, далеко не Италия. Но возвращаясь к кроликам, мне стало интересно, какова же сейчас ситуация с этим до боли родным животным.
Мировой рынок мяса кролика составляет в год около 1,67 млн тонн, из которых в Китае производятся около 700 тис. тонн, в Венесуэле и в Италии (вот почему у Ренцо Россо так удачно выстрелил этот бизнес) производят по 250 тис. тонн и в КНДР – 130 тис. тонн. Украина, кстати, входит в десятку с количеством около 15 тис. тонн. Основные страны-экспортеры продукции кролеводства – это страны Евросоюза с общим экспортом около 25 тис. тонн, они же являются и его импортерами. Европейский Союз импортирует 80 % мирового рынка – около 25 тис. тонн. Глядя на экспорт-импорт нужно отметить, что кролики являются, в основном, продуктом для внутреннего рынка, а не экспортным товаром.
Что касается Украины, то производство мяса кролика упало по сравнению с 1991 годом в два раза: с 30 тис. тонн до 15 тис. тонн. Удивительным является тот факт, что сейчас производство очень интенсивно развивается в странах с большой долей сельского населения и высокими ценами на продукты питания, а Украина почему-то не поддерживает данную тенденцию. Импорт и экспорт кроликов в Украину и из нее тоже достаточно небольшой. Так, например, в 2012 году Украина экспортировала всего 170 кроликов общей сложностью на 7000 дол. США.
Потребление кролика в Украине, по сравнению с другими странами, находится на очень низком уровне, но учитывая тот факт, что украинские потребители становятся более «придирчивые» к качеству потребляемой продукции, то при правильно поставленной маркетинговой стратегии потребление мяса кролика в Украине будет расти. Ведь в отличие от свинины и мяса птицы, при производстве кроликов невозможно использовать гормоны роста (дохнут бедные), соответственно, мясо является действительно диетическим.
Что касается экономики производства мяса кролика, то при расчетах на кролеферму с поголовьем в 600 кролематок и производством 2600 кг мяса в месяц, общая стоимость проекта составит около 3 млн грн., а окупаемость около 2,5 лет при средней рентабельности около 40% в год (особенная благодарность А. Журавлю за предоставленные расчеты). Оптовые цены на начало января на мясо кролика – 52 грн. за 1 кг в тушке (просьба не путать с известными депутатами – они явно дороже будут в пересчете на кг живого веса), а розничная – 60-65 грн. при себестоимости 35 грн. за 1 кг. Негативным фактором в производстве кроликов является их высокая смертность. Если 20% не доживают до забоя – это считается нормальным показателем.
Для тех же, у кого нет стартового капитала в 3 млн грн., не переживайте, ведь кролиководством может заняться практический каждый в свободное от работы время, оборудовав любую подходящую клетку. А там, гляди, и нагрянет идея производить вареные джинсы, как у Ренцо Россо или еще круче варианты типа «дай-ка я создам новый украинский ipad».