Вам був надiсланий лист з новим паролем Дякуємо за реєстрацiю. Ваш запит буде розглянуто у найближчий час.
30 Вересня 2024

Новини

29.03.2011

Французский вкус кефира

Выйти из кризиса украинскому молочному рынку поможет снижение ставки НДС на социальные товары, решение вопроса собственности на землю, внедрение новых технологий, а также возвращение прежней системы дотаций, считает генеральный директор компании «Данон Украина» Дарио Маркетти

В нынешнем году украинских молочников ждут большие перемены. В начале марта Кабинет министров наконец-то утвердил размеры бюджетной поддержки животноводства. Дотация за реализованное сельскохозяйственным предприятием молоко утверждена в размере 35 копеек, физическим лицом — 30 копеек за килограмм. По данным Госстата, в 2010 году субсидии в среднем составляли 40 коп./кг. Теперь производители будут получать поддержку напрямую от государства (в бюджете на эти цели предусмотрено два миллиарда гривен), а не от переработчиков, как раньше. Правда, механизм выплаты окончательно не утвержден и тем более не отработан. Основные трудности подстерегают производителей на этапе получения идентификационной документации — «паспортов» на коров и прочих удостоверяющих бумаг.

При этом с 1 января 2011 года государство перестало возмещать НДС переработчикам (именно из этих денег они платили крестьянам за сырье, когда действовал прежний механизм господдержки животноводства). В итоге молокозаводы снизили закупочные цены. Например, молоко высшего сорта подешевело для крестьян с 4,20 гривни за килограмм в последнем квартале 2010 года до 3,80–3,90 гривни в январе 2011-го. По словам производителей молочной продукции, раньше в закупочной стоимости субсидия занимала 15–17%. В результате кефир, сметана, творог и другие молочные продукты подорожают в рознице на десять процентов.

К тому же на внешних рынках растет спрос на молочную продукцию. В прошлом году Украина экспортировала 80 тыс. тонн сыра против 74 тыс. тонн в 2009-м, а на его производство идет до 50% всего молока, поступающего на переработку. «В ближайшие 20 лет в мире наибольшее увеличение спроса — в среднем на 30 процентов — ожидается именно на молоко», — считает эксперт ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Инна Ильенко.

О перспективах украинского молочного рынка «Эксперту» рассказал генеральный директор компании «Данон Украина» Дарио Маркетти. Корпорация Danone работает в Украине 11 лет. За это время ей удалось занять более 15% внутреннего молочного рынка, в частности, 36% в сегменте йогуртов, творожных десертов и подобной продукции (в стоимостном эквиваленте). Поскольку Danone работает по всему миру, ее менеджмент имеет возможность сравнивать украинские реалии с зарубежными, а также прогнозировать мировой спрос и предложение.

— В чем, на ваш взгляд, состоят принципиальные отличия молочного рынка Евросоюза и постсоветских стран? Каковы особенности работы с украинскими и европейскими поставщиками сырья?

— В Украине около 80 процентов молока производится в индивидуальных хозяйствах, где содержится одна-две коровы. Около 60 процентов сырья, поступающего к нам на переработку, — из частного сектора. В Европе молоко у частников не собирают, это считается незаконным. Во Франции на средней ферме содержится около десятка коров, в Германии — гораздо больше.

В ЕС в период так называемого большого молока государства покупают у производителей излишки. А затем зимой продают сухое молоко. В Украине эти механизмы не действуют. Не секрет, что численность сельского населения в вашей стране сокращается. Поэтому количество молока, которое сдают частные владельцы коров, всё время уменьшается. Зимой, в период наименьшего предложения, закупочные цены на это сырье в Украине на 10–20 процентов выше, чем в ЕС. Собирать молоко у крупных производителей намного выгоднее, чем у населения.

А еще у европейских фермеров есть доступ к агрокредитам под шесть-семь процентов годовых, тогда как в вашей стране ставки могут доходить до 25 процентов.

— Кто ваши основные конкуренты в Украине и в мире?

— В Украине — бабушки, торгующие молочными продуктами собственного производства. Здесь продукция домашнего приготовления занимает треть рынка.

На мировом уровне у нас нет конкурентов. Корпорация Danone — единственная компания, которая представлена почти во всех странах. Когда я работал в Мексике, там был всего один местный производитель молочной продукции, который назывался Lala. В США нашим конкурентом является General Mills, в Испании — private label, во Франции – Yoplait и private label, в Германии — Muller.

— Чем отличаются ассортиментные линейки компании в европейских странах и Украине? Какие изменения они претерпели за период кризиса?

— Наша корпорация выпускает молочные продукты именно для местных потребителей. К примеру, во Франции кефир не производится. В 2003 году мы запустили в России «Активию творожную». В 2005-м подобный продукт компания начала выпускать во Франции, но французская «Активия» гораздо слаще. Однако самые большие сладкоежки живут в Мексике и Бразилии. В арабских странах и Украине предпочитают более кислые молочные продукты.

Для меня большая загадка, почему у вас пользуется спросом продукция в полиэтиленовой упаковке. Ее ведь нельзя закрыть, нормально поставить в холодильник, к тому же она ненамного дешевле той, что в пластиковой таре.

В период кризиса мы стали больше продавать традиционных для украинцев молочных продуктов. Однако существенно пересматривать ассортимент не было необходимости. В 2006 году компания купила завод «Родич» в Херсоне. Тогда он производил очень много товарных позиций, но в небольшом количестве. Поэтому еще до кризиса мы сократили товарную линейку, сосредоточившись на более востребованных продуктах.

— Какие маркетинговые ходы компании, успешные в Европе, не принесли успеха в нашей стране?

— Все маркетинговые стратегии, которые мы используем в Украине, разработаны специально для нее. В вашей стране некоторые технологии могут не работать потому, что многие украинцы убеждены: чем короче срок хранения, тем продукт более качественный. Но на самом деле всё иначе. Например, йогурт создается почти в лабораторных условиях, в стерильных помещениях, поэтому срок хранения превышает две недели. Именно это очень тяжело объяснить украинцам: они думают, что срок хранения увеличивается за счет консервантов. Рост вымени

— Сейчас на украинском молочном рынке происходит консолидация игроков. Вы, в частности, завершаете сделку по слиянию с российской компанией «Юнимилк». Заставит ли это крупные компании заняться решением сырьевых проблем? Не снизится ли конкуренция?

— Действительно, происходит консолидация. Чтобы завоевать долю рынка, крупные компании улучшают качество продукции, стараются стабилизировать цены. В то же время средний и малый бизнес пытается максимизировать доходы в краткосрочной перспективе. Поэтому мы часто сталкиваемся с нечестной игрой.

Думаю, конкуренция увеличится. Особенно между крупными производителями, такими, как «Лакталис», Danone, «Вимм-Билль-Данн». К примеру, в России в 2000–2008 годах было более тысячи молокоперерабатывающих предприятий, а потом их количество значительно сократилось, и сейчас пять-шесть крупных игроков занимают до 45 процентов всего рынка.

На украинском рынке много слабых маленьких компаний. Поэтому у нас нет необходимости отвоевывать долю рынка у крупных игроков. Легче нарастить ее за счет вытеснения мелких.

В Украине корпорация Danone пока собирает менее одного процента молока. Если сырье не лучшего качества, мы отказываемся его покупать. Но есть небольшие местные фирмы, которые готовы покупать любое молоко. Поэтому у крестьян нет мотивации бороться за качество.

— Вы собираетесь в нашей стране запустить собственное производство молока?

— Сейчас компания рассматривает несколько проектов по строительству крупнотоварных ферм — от тысячи голов. Частников мы хотим организовать в кооперативы, чтобы улучшить качество и увеличить поставки молока. Соответствующую программу стоимостью миллион евро мы запустили в прошлом году. До конца 2011-го будет функционировать два десятка таких объединений. Далее мы намерены преобразовать молочные кооперативы в небольшие демо-фермы, где будет содержаться от десяти голов крупного рогатого скота. Одна начнет работать в конце 2011-го — начале 2012 года в Днепропетровской области.

Компания Danone будет предоставлять сельхозпредприятиям льготные кредиты. Совместно с Индэкс-Банком мы разработали программу, по которой фермеры смогут привлечь ссуды по ставкам вдвое ниже, чем в среднем на рынке. Кроме того, мы будем компенсировать сельхозпроизводителям до 50 процентов кредитной ставки.

Дефицит сырья в Украине — это проблема не отдельных компаний, а рынка в целом.

— Согласны ли вы с утверждением, что в Украине поголовье скота не очень продуктивное, поэтому и качество молока низкое?

— По официальным данным, в среднем украинская корова ежегодно дает 4,2 тонны молока. В России — около четырех тонн. В Европе ежегодные надои от одной коровы составляют от шести до девяти тонн. В Германии, например, есть коровы, которые дают в четыре раза больше молока, чем украинские буренки. Но при этом европейские коровы потребляют вдвое больше кормов.

Качество молока в Украине действительно низкое. На него влияют и условия, в которых живут животные. Так, в вашей стране фермы строятся полностью из цемента, а в Европе на многих фермах полы деревянные.

Еще одна проблема в том, что украинские фермеры не желают внедрять новые технологии. Вот пример. Две фермы расположены друг от друга на расстоянии шести километров. Одна работает по рекомендациям европейских специалистов, а вторая — по старинке. Продуктивность первой вдвое выше.

— А что у россиян? Там правительство запустило масштабную программу поддержки мясного и молочного животноводства на 2008–2012 годы. В сектор инвестированы десятки миллионов долларов. Однако особого успеха россияне пока не добились — производство молока увеличилось всего на три-пять процентов.

— Российская госпрограмма — не самая успешная в мире, гораздо лучше себя зарекомендовала белорусская. Белорусы много инвестировали в качество, тогда как в РФ упор делается на увеличение количества.

В Европе прямых дотаций для молочной отрасли нет. Там масса других дотаций, которые связаны с поддержкой сельского хозяйства, например, по повышению качества земли. Однако такая поддержка тоже недостаточно эффективна, и сейчас Евросоюз начал сокращать расходы. Необходимо, чтобы инвесторами выступали сами фермеры.

— Существуют какие-либо отличия между украинским и российским рынками молочной продукции? Считаете ли вы, что рынок в России жестко поделен между несколькими производителями?

— Основное различие состоит в том, что 90 процентов молока, которое в РФ идет на переработку, производится в коллективных хозяйствах. Там сохранилось крупнотоварное производство. Скорее всего, это связано с менталитетом. В Украине решили, что лучше всё взять и поделить, лучше иметь одну корову, но свою.

Говорить, что российский или украинский рынок монополизирован производителями молока или переработчиками, абсолютно неправильно. Я не знаю ни одной компании в РФ, которая производила бы больше пяти процентов молока от общего объема.

В Украине рынок молочной продукции деконсолидирован, пять-шесть крупных игроков совокупно занимают не более 50 процентов. Молока производится меньше, а переработчиков гораздо больше, чем в России. Есть несколько крупных игроков, которые собирают сырье по всей стране. Как правило, это сырные компании.

Но и в России, и в Украине не решены фундаментальные проблемы. Главное — это вопрос собственности на землю. Инвестиции в молочное производство предполагают длинный период окупаемости. Даже при условии хорошего управления это не менее восьми лет. Никто не будет инвестировать в активы, если непонятно, что с ними будет в среднесрочной перспективе.

— Какие товары из ассортимента компании импортируются в нашу страну?

— Мы импортируем только десять процентов нашего портфеля брендов. В основном это Actimel. В мире всего пять заводов, которые производят этот продукт. Один из них находится в России. Сейчас мы создаем кооперативы для выращивания на территории Украины ягод, в частности, клубники, использующихся в качестве наполнителя для нашей молочной продукции. Стратегия Danone заключается в том, чтобы как можно больше составляющих производить в вашей стране.

— Достаточно ли в Украине молочной продукции отечественного производства?

— Вполне. Дефицит был в 2010 году в течение двух месяцев. В августе-сентябре цена молока поднялась на 10–15 процентов, но это подорожание было спекулятивным. Украинские производители сырья решили, что из-за стихийных бедствий в России соседи станут импортировать больше молока. Но этого не случилось, и тогда цены упали. Хуже всего, что на украинском рынке нет стабильности.

Географическая экономика

— Планируете ли вы дополнительные инвестиции в Украину?

— Да, планируем. Речь идет о 20–30 миллионах евро. Но многое будет зависеть от того, насколько честными и прозрачными будут правила игры. Сейчас мы сталкиваемся с множеством барьеров. Например, компания получила разрешение от ветеринарной службы Республики Беларусь экспортировать продукцию в эту страну. Но у нас есть трудности с получением разрешения от вашей ветеринарной службы.

Иногда трудно понять ту политику, которую проводит украинское правительство. Например, на мой взгляд, страна много теряет от квотирования экспорта зерновых.

— Как вы относитесь к изменению схемы стимулирования производства молока и мяса? Фермеры уже отреагировали на нововведения?

— И Европейский молочный комитет, и Европейская бизнес-ассоциация, и другие организации были против изменения механизма выдачи субсидий. Министерство аграрной политики и продовольствия считает, что старая система была неэффективной. У чиновников этого ведомства свои аргументы, у нас — свои. Теперь наша совместная работа направлена на то, чтобы дать частнику возможность получить фиксированную плату за голову крупного рогатого скота.

Меня удивляет, что в Украине нет организации, которая представляла бы интересы мелких производителей молока. Поэтому интересы украинских бабушек представляем мы, переработчики.

Украинский рынок сильно зарегулирован. У корпорации Danone, которая не дает взяток, на получение всех необходимых разрешений уходят годы. Местные фирмы, у которых есть свои ходы, получают их гораздо быстрее.

Если европейские компании будут играть здесь по международным правилам, страна от этого только выиграет. Иначе, в конце концов, в Украине произойдет то, что случилось в Италии в 1990-х годах. Коррупция настолько разъела все сферы итальянского общества, что размеры взяток чиновникам сравнялись с суммами, за которые мафия бралась решить все проблемы. Предприниматели взбунтовались. Произошла революция, получившая название «Чистые руки», и все политические партии, существовавшие до 1992 года, распались.

— Каких шагов в таком случае вы ждете от нашего правительства?

— Уменьшить регуляцию, поскольку некоторые регуляторные подходы только усиливают бюрократию. Зачем нужны ветеринарные разрешения, чтобы просто перевезти продукцию с одного склада на другой?

Хотелось бы, чтобы ставка НДС на социальные продукты, в частности на молоко, была ниже нынешних 20 процентов. В той же России размер НДС зависит от конкретного продукта. Наконец, мы хотели бы вернуть прежнюю систему дотаций.

— Насколько удачно складываются ваши взаимоотношения с украинской розницей?

— Я доволен платежной дисциплиной украинских ритейлеров, но всегда может быть лучше. В начале кризиса все ожидали бoльших проблем, но обанкротилось всего две-три торговые сети.

«Украинская корова ежегодно дает 4,2 тонны молока. В Европе ежегодные надои от одной коровы составляют от шести до девяти тонн»

«Дефицит молока был в 2010 году в течение двух месяцев. В августе-сентябре украинские производители сырья решили, что из-за стихийных бедствий в России соседи станут импортировать больше»

Ирина Чухлеб

Эксперт




  • БЕЙКЕР ТІЛЛІ УКРАЇНА
  • Agroresurs
  • AMAKO
  • Лімагрейн
  • Zeppelin
  • Amazone
  • LNZ Group
  •  Agricom Group
  • horsch
  • uahk
  • Сygnet
  • Syngenta
  • Agco
  • Agroregion
  • Eridon
  • MHP
  • Maschionet
  • Maisadour
  • Козятинський м’ясокомбінат
  • DuPont Pioneer
  • Вінницька аграрно-промислова група
  • Agroscop
  • Agrimatco
  • NCH Advisors
  • Continental farmers Group
  • credit agricole
  • claas
  • john deer
Вітаємо! Ви підписались на новини порталу Ukab