Володимир Лапа
10.04.2013
Легализация безысходности
Термин «легализация доходов» время от времени всплывает в экономических дискуссиях в Украине. Все понимают, что сложно, что за легализацией должна быть более либеральная система налогообложения, уважение прав собственности и в случае чего, неизбежность наказания независимо от титулов и рангов. В общем, нечто из серии украинской экономической фантастики. Наверное, потому и руки не доходят – при всей специфике бюрократического аппарата, он все же достаточно рационален, чтобы не заниматься откровенно бессмысленными вещами.Наверное, потому и руки не доходят – при всей специфике бюрократического аппарата, он все же достаточно рационален, чтобы не заниматься откровенно бессмысленными вещами.
Но есть одна отрасль, где актуальность легализации доходов намного ниже, чем в других отраслях экономики – это сельскохозяйственное производство, где действует льготный режим налогообложения. Льготы Налоговым кодексом предусмотрены до 2018 года, аккурат период, необходимый для пресловутой «реализации аграрного потенциала», хотя бы частично. Украина в этом смысле не изобрела велосипед – если другие страны накачивают сельхозпроизводство бюджетными средствами (это к вопросу о том, почему белорусское молоко может быть дешевле украинского), украинский бюджет пуст. Чем могут (частичным налоговыми послаблениями), тем и помогают.
Но 13-й год может надолго запомниться сельхозпроизводителям, оправдав свой порядковый номер. Миндоходов решило льготы серьезно пересмотреть или, как это называется в современной терминологии, «покращить» (вероятно, здесь присутствует связь по корню с английским «сrash»). Очевидно, затейщики такого «покращення» решили, что стабильность налоговой системы с принятием Налогового кодекса была давно, обещания стираются из памяти, а инвесторам, поверившим в эту пресловутую стабильность, мы простим их наивность…
В общем, хотели как лучше, а вышла легализация безысходности, но с победными реляциями в комплекте. Как результат, вместо пищи после ее подорожания будем есть интеллектуальный продукт питания, в простонародье называемый лапшой, запивая белорусским молоком.