Вам був надiсланий лист з новим паролем Дякуємо за реєстрацiю. Ваш запит буде розглянуто у найближчий час.
24 Листопада 2024

УКАБ у ЗМІ

17.11.2015

Рынок грибов. Шампиньон идет в рост

Рынок грибов. Шампиньон идет в рост

В Украине завершается сезон низких цен на шампиньоны. Традиционно цены на грибы падают в жаркий сезон, когда на рынок выходят свежие овощи, которые занимают в потребительской корзине украинцев «грибную нишу». Но уже с осени цены начнут расти, как и само производство гриба.

Ценовые колебания

«В этом году из-за жарких погодных условий, которые привели к снижению качественных показателей продукции, ожидается тенденция к постепенному росту стоимости грибов на украинском рынке», – комментирует эксперт аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Виталий Кордыш. По его словам, повышению цен также будет способствовать рост себестоимости выращивания данной продукции, поскольку она сильно зависит от импортной составляющей и энергоресурсов, подорожавших в связи с девальвацией гривни. «Колебание цены на грибы происходит летом, потому что в этот период они вынуждены конкурировать со свежими овощами. В производстве гриба также есть сезонность. Такое жаркое лето, как в этом году, требует больших средств на охлаждение. Поэтому многие производители, не имея возможности охлаждать камеры, закрывают производство. В определенный период образуется вакуум на рынке, одновременно растут спрос и цена на грибы», – подтверждает генеральный директор ООО «Микоген Украина» Мирослав Загорский.

Этим летом цена на свежий шампиньон колебалась в пределах от 18 до 20 грн/кг. Но уже в конце августа она выросла на 1-2 грн/кг. По данным национального грибного агентства UMDIS, в 20-х числах августа киевские фермы отгружали гриб по цене от 19-21 грн/кг. Цены на шампиньон, по которым его отгружают грибные фермы супермаркетам, варьировались в диапазоне 23-29 грн/кг.

Девальвация гривни имеет неоднозначное влияние на производство грибов. С одной стороны, она привела к росту себестоимости и снижению спроса на внутреннем рынке, который все же является основным для производителей грибов. Однако, с другой стороны, отечественная продукция стала более конкурентоспособной на внешних рынках, что является стимулом для увеличения экспортных поставок и расширения рынков. Здесь многое будет зависеть от самих производителей, которым нужно найти контрагентов и получить международные сертификаты качества.

Внутренний рынок далек от насыщения

По данным консалтингового агентства Pro-Consulting, в Украине в среднем производится около 35-40 тыс. тонн грибов в год. Этого хватает как для внутреннего потребления, так и для экспорта в другие страны. В начале 1990-х годов украинские производители грибов не могли противостоять конкурентам из Польши, продукция которых имела не только более низкую себестоимость по сравнению с украинской, но и соответствовала международным требованиям. В Украине отрасль не развивалась из-за постоянного роста цен на энергоносители. При производстве грибов энергозатраты могут достигать 50% от себестоимости. Ситуация изменилась после принятия в 1997 году Закона «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции», согласно которому были установлены ввозные пошлины на грибы, после чего импорт этой продукции резко снизился. По словам Мирослава Загорского, Украина перестала импортировать грибы с 2009 года. «Получилась интересная ситуация: мы себя грибом обеспечили, но на значительные объемы экспорта не вышли», – констатирует он. 
Рынок искусственно выращенных грибов в последние годы переживал подъем. Но сейчас рынок предложения тормозит спрос. В Европе потребление грибов на душу населения в среднем составляет 3-3,5 кг/год, в Украине, по данным производителей, – 0,3 кг/год. По оценкам министерства, потребление в Украине достигает 0,5-1 кг/год. В этом году покупательная способность украинцев снизилась, соответственно, и спрос на грибы оказался ниже ожиданий производителей. Большая часть свежих грибов реализуется оптовым покупателям, значительная часть – на рынках. Маринованные или соленые грибы, а также другие виды продукции из них реализуются через сети супермаркетов и крупных магазинов.

По прогнозам Министерства аграрной политики и продовольствия, стремительное развитие консервной промышленности Украины, а также новые инвестиции в глубокую заморозку плодоовощной продукции и грибов будут способствовать дальнейшему развитию коммерческого выращивания грибов. Промышленное выращивание шампиньона в Украине в последние годы развивалось достаточно высокими темпами. Сравнительно небольшие начальные инвестиции привлекают в этот бизнес множество новых предпринимателей. «Вместе с тем процент тех, кто продолжает этой деятельностью заниматься через 2-3 года после начала работы, сравнительно невысок, так как этот бизнес является высокотехнологичным и высококонкурентным», – отмечают в аграрном ведомстве. Вхождение в этот бизнес стартует со 150 тыс. евро. Инвестиции могут быть и меньшими, это ориентировочная стоимость предприятия, которое будет стабильно работать, на складе будет гриб и сотрудники будут постоянно заняты.

На сегодня грибоводство в Украине хорошо развивается. Сейчас в подвалах грибов практически не выращивают – все поставлено на промышленную основу. Это высокоэффективные технологические предприятия, которые ничем не отличаются от современных офисов. В Украине разрешено выращивать два вида гриба: шампиньон и вешенку. В структуре производства первый занимает 90% (30-40 тыс. тонн в год) и 10% (2,5-3,5 тыс. тонн) – производство вешенки. По информации Минагропрода, в целом производством грибов на украинском рынке занимается около 200 предприятий. Среди лидеров можно отметить ООО «квіти Львів-Сервис», ООО «Италгриб», ООО «Укршампиньон» – в Киевской области, ГП «Грикар-А.П.С.» – в Харьковской, ООО «Микоген-Украина» – в Тернопольской, ООО «Гелека-М» – в Одесской, ООО «МП-Гриб» – в Закарпатской области и др. «Рынок шампиньонов оценивается в 60 тыс. тонн. Динамика изменилась из-за Крыма, Донбасса. Цифра может меняться из-за того, что в этом году отошло ООО «Мико-Фуд», которое выходило на ежемесячное производство в 100-150 тонн. Они находятся в Авдеевке. Также предприятие в Луганской области попало под бомбардировку. В Крыму было 6 небольших производителей», – комментирует генеральный директор ООО «Микоген-Украина».

По прогнозам аграрного ведомства, к 2020 году производство грибов украинскими сельхозпроизводителями может составить до 100 тыс. тонн. Но это мизерные цифры по сравнению со странами-лидерами в этой отрасли. Так, например, производство грибов в США составляет 375 тыс. тонн, в Голландии и Бельгии – 330 тыс. тонн, в Польше – 245 тыс. тонн, во Франции – 160 тыс. тонн, в Италии и Испании – 130 тыс. тонн.

Экспортные перспективы

По словам Виталия Кордыша, за последние 5 лет экспорт шампиньонов из Украины вырос более чем в 8 раз: со 190 кг в 2009 году до 1620 кг в 2014-м, что свидетельствует о высоком спросе на украинскую продукцию на внешних рынках. Основными потребителями украинских шампиньонов являются страны СНГ, в первую очередь Россия. Но из-за политической ситуации этот рынок закрылся, поэтому перспективным может быть рынок ЕС, поставки на который в значительных объемах пока не осуществлялись из-за высоких требований к качеству и конкуренции с польскими производителями. В то же время за этот период импортные поставки в значительных объемах не осуществлялись за счет вытеснения иностранной продукции отечественными производителями. Так, в 2014 году в Украину было импортировано всего 1,7 т шампиньонов. По данным Государственной службы статистики, за пять месяцев 2015 года Украина экспортировала ВСЕГО 0,512 т шампиньонов на сумму $1,1 тыс. Основной страной, куда экспортировались отечественные шампиньоны за этот период, была Панама – 0,347 т на сумму $,7 тыс. «Наращивание экспорта зависит прежде всего от объема валового сбора данных грибов. Также следует отметить, что на внешних рынках украинская продукция теперь пользуется большим спросом из-за девальвации гривни. А небольшие показатели по экспорту за 5 месяцев 2015 года объясняются сезонностью», – комментирует начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Ткачев. Незначительные поставки в Россию до начала военных действий на востоке Украины осуществляла компания «Мико-Фуд». Сейчас ее работа остановлена. Производители отмечают растущий спрос на шампиньоны со стороны Беларуси с целью их дальнейшего реэкспорта в Россию.

Сами же производители грибов жалуются на зарегулированность отрасли. «Мы просим отменить фитосанитарный контроль мицелия. Даже в России и Беларуси такого нет. Это затраты финансов и времени», – отмечает Мирослав Загорский. В Минагропроде обещают решить проблему в ближайшее время. Поэтому грибоводы получат возможность наращивать производственные масштабы и всерьез заняться экспортным направлением работы. А при переориентации на экспорт больших и средних хозяйств, малый грибной бизнес получит карт - бланш.

Мій Бізнес




  • БЕЙКЕР ТІЛЛІ УКРАЇНА
  • Agroresurs
  • AMAKO
  • Лімагрейн
  • Zeppelin
  • Amazone
  • LNZ Group
  •  Agricom Group
  • horsch
  • uahk
  • Сygnet
  • Syngenta
  • Agco
  • Agroregion
  • Eridon
  • MHP
  • Maschionet
  • Maisadour
  • Козятинський м’ясокомбінат
  • DuPont Pioneer
  • Вінницька аграрно-промислова група
  • Agroscop
  • Agrimatco
  • NCH Advisors
  • Continental farmers Group
  • credit agricole
  • claas
  • john deer
Вітаємо! Ви підписались на новини порталу Ukab