Алекс Ліссітса
16.01.2013
Главные риски украинского АПК в 2013 году. Что общего у украинского сельского хозяйства и «Титаника»
Эта история напоминает мне происходящее сейчас в украинском аграрном секторе. За несколько лет отечественный агробизнес из плохо состряпанной лодки превратился в современный корабль – это факт.
Главный вопрос теперь – куда отрасль будет двигаться дальше.
Мы отправляемся в плавание в достаточно туманный 2013 г., к сожалению, без четкого понимания маршрута и точно не зная, где ключи от сейфа с биноклями. А из тумана на нас надвигаются айсберги.
В общих чертах они выглядят так.
Минимальная государственная поддержка. Госбюджет на 2013 г. – самый жесткий по отношению к АПК за последние семь лет. На финансирование одной из основных программ для сельхозпроизводителей – поддержки мероприятий в агропромышленном комплексе – в текущем году заложено 96,8 млн грн. против 1,01 млрд грн. в 2012 г. Отдельный вопрос – какая часть из этой и без того мизерной суммы дойдет до адресата.
Постоянные налоговые новшества. Украинский законодатель часто преподносит сюрпризы. О последней новации отрасль узнала накануне нового года, из закона «О государственном бюджете Украины на 2013 г.». Этим документом установлено, что средства, полученные от уплаты 1,5%-ного сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства, зачисляются в общий фонд бюджета, а не в специальный. В результате, куда пойдут эти средства, прогнозировать сложно. Ясно одно – отраслевикам эти деньги могут не вернуться. Однако и это не предел. Сейчас всерьез обсуждается возможность полной ревизии налоговых стимулов для АПК.
Проблемы с инфраструктурой и логистикой. Объем среднего урожая в Украине увеличивается. Но эта динамика не подкреплена адекватным развитием инфраструктуры. Яркий пример – дефицит вагонов для перевозки зерна у госмонополиста. Прошлой осенью на пике экспорта заявки зернотрейдеров выполнялись только на 50% и то – с натяжкой. Очевидно, что 8500 зерновозов, которыми располагает «Укрзалізниця», давно не хватает для украинского агрорынка, но четкого плана решения проблемы по-прежнему нет.
Неотрегулированные земельные отношения. Регистрация договоров аренды сельхозземли зачастую перерастает в проблему из-за слабого оснащения и недостатка кадров в территориальных органах земельных ресурсов. После того как с 1 января эти функции передали Регистрационной службе Минюста, никто не может представить, как будет проводиться регистрация. Многие компании опасаются остановки процесса на насколько недель или месяцев.
Отдельная проблема – проекты землеустройства, обязательные для всех фермеров, обрабатывающих свыше 100 га. Сам по себе порядок создания таких проектов довольно запутан и, кроме прочего, часто возникают сложности на этапе их согласования с местными органами власти. Но главный вопрос – какой смысл разрабатывать проект на 5-7 лет при договоре аренды земли на 3-4 года? На него никто не может ответить.
Дорогие кредиты. Высокие банковские процентные ставки – выше 20% – делают этот источник финансирования номинальным. В 2013 г., учитывая минимальную поддержку отрасли со стороны государства, отсутствие альтернативы привлечения средств будет особенно ощутимым.
Если добавить ко всему этому погодные, ценовые и политические риски, от которых Украине точно не уйти, становится понятно: без бинокля в виде четкой и понятной стратегии развития АПК, как минимум, на 7-10 лет впередсмотрящим не обойтись.